Положение о программе дополнительного образования

1

обучения, воспитания, развития подростков. В связи с чем, содержание
дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
2.1.1. Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям региона;
2.1.2. Направленностям дополнительных образовательных программ
(спортивно-оздоровительной,
туристско-краеведческой,
экологобиологической, художественно-эстетическому, военно-патриотической);
2.1.3. Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах
обучения
(индивидуальности,
доступности,
преемственности,
результативности); формах и методах обучения (дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности подростков); средствах обучения (перечне
необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на
каждого обучающегося в объединении).
2.2. Образовательные программы могут быть: обучающими, развивающими и
практико-ориентированными, т. е. удовлетворять интересы и потребности
потребителей (учеников). Классификация программ по типу:
 типовая (примерная) программа – форма, утвержденная Министерством
образования и науки Российской Федерации в качестве образца.
Программы ориентированы на достижение детьми определенного уровня
знаний, умений и навыков с традиционной формой организации
оценочного этапа зачет, экзамен, контрольная работа и пр..
 модифицированная
или
адаптированная
программа
форма,
изменяемая с учетом особенностей организации, формирования
разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными
параметрами
осуществления
деятельности,
нестандартностью
индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика
результатов работы по таким программам связана с демонстрацией
достижений обучающихся (например, в форме концерта, выставки,
выступления в соревнованиях, конкурсах, конференциях), но не
отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков;
коррективы вносятся в программу педагогом и не затрагивают основ
традиционной структуры занятий.
 экспериментальная
программа
форма
с
изменением
содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения;
предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических
технологий; по мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения
на экспертном совете данная форма переходит в статус авторской;
 авторская программа – форма, полностью написанная педагогом или
коллективом педагогов, которая держит предложения по решению
проблемы образования, обязательно отличается новизной, актуальностью;
содержит гипотезу и концептуальное обоснование цели, задач и
2

ожидаемых результатов. Способы диагностики результатов на
промежуточных и конечных этапах, разработанные по логике замысла
учебно-тематического плана с кратким описанием занятий, характера
заданий, форм организации образовательной деятельности; описание
методики, способов и средств достижения программной цели, обеспечение
ресурсами (материально-техническими, кадровыми и пр.) и средствами
обучения.
2.3. По цели и содержанию образовательные программы разделяются на:
 Познавательные - дают углубленные знания по изучаемой дисциплине,
развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию
познавательной активности детей, подразделяются на продуктивные,
репродуктивные, творческие, поисковые. Результаты образовательной
деятельности не сводятся к количественному показателю знаний,
операционных умений и технически-исполнительских навыков (хотя их
наличие и не отрицается в качестве необходимого компонента познания).
Здесь важно диагностировать динамику развития интеллекта, способность
к поиску знания, постановки и решения проблем,
 Профессионально-прикладные программы. Главная ценность программ –
знания, умения и навыки в актуальной на сегодняшний день области
науки, не преподающейся в школе.
 Программы научно-исследовательской ориентации.
Целью данных программ является выявление и последующее развитие
творческих способностей учащихся в научной деятельности, формирование
необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою
авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт. По
существу, эти программы позволяют, как можно раньше выявить одаренных
детей, и помочь им адаптироваться в экспериментальной деятельности.
Программы этой направленности чаще всего связаны, индивидуальной работой
педагога с учеником и требуют специальной организации условий их
совместной деятельности. Результат осуществления программ научноисследовательской ориентации фиксируется в виде доклада, реферативной
работы, законченного эксперимента с анализом и обобщением результатов,
научной статьи и пр.
 Программы социализации. Цель – освоение и формирование
положительного социального опыта, социальных ролей и установок,
выработка ценностных ориентации и способности рефлексии, становление
активной личной позиции, осознание своего социального статуса и
связанного с ним ролевого поведения Результат таких программ –
заданный уровень сформированных социально-психологических и
профессиональных качеств общения, поведения и деятельности.
 Спортивно-оздоровительные программы. Цель – пропагандирование
здорового образа жизни; физическое совершенствование индивида и
достижение
высоких
спортивных
показателей,
положительных
социальных качеств личности (мужества, выносливости, выдержки,
решительности, смелости, самообладания и др.).
 Программы, развивающие художественную одаренность. Главная цель
3

– становление индивидуального творческого воображения, наблюдения,
фантазии, умения видеть и слышать, описать, изобразить, озвучить
многообразный мир; формирование ответственного отношения к
народному дару, таланту.
 Досуговые. Цель данных программ – наполнить активно-деятельным,
эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное
время личности. Формы и варианты «заполнения» могут быть самые
разнообразные: развлечения, общение, игры, хобби и др., корректируемые
целенаправленными усилиями организаторов и педагогов. Программы
этой сферы обладают следующими специфическими особенностями:
а) приближены к потребностям человека;
б) должны быть внешне привлекательны, даже экзотичны, создавать
впечатление легкой доступности или, наоборот, элитарности;
в) неформальны, нестандартны в содержании, не тиражируемы;
г) выполняют функцию восстановления физических, интеллектуальных,
эмоциональных сил, дают возможность отдохнуть.
3. Содержание рабочей программы дополнительного образования
подростков
3.1. Содержание Программы должно быть направлено на:
3.1.1. Создание условий для развития личности подростка;
3.1.2. Развитие мотивации личности подростка к познанию и творчеству;
3.1.3. Обеспечение эмоционального благополучия подростка;
3.1.4. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
3.1.5. Создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности подростка, его
интеграцию в системе мировой и отечественной культур;
3.1.6. Укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
3.1.7. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
4. Технология разработки рабочей программы
4.1. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования
по определенному курсу дополнительного образования подростков, на
учебный год или ступень обучения.
4.2. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного
направления.
5. Структура рабочей программы
5.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной
системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материала, и включает в себя следующие элементы:
5.1.1. Титульный лист.
5.1.2. Пояснительную записку.
5.1.3. Учебно-тематический план.
4

5.1.4. Содержание изучаемого курса.
5.1.5. Методическое обеспечение дополнительной
программы
5.1.6. Список литературы (основной и дополнительной).

образовательной

6. Оформление и содержание структурных элементов рабочей программы
дополнительного образования подростков
6.1.Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий
сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место
в образовательном процессе, адресность.
На титульном листе указывается:
 наименование образовательного учреждения;
 где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
 название дополнительной образовательной программы;
 возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная
программа;
 срок реализации дополнительной образовательной программы;

Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной
программы;

название города, в котором реализуется дополнительная образовательная
программа;

год разработки дополнительной образовательной программы.
6.2. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий
актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и
формы решения поставленных задач, рекомендации по их проведению. В
пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и
объем курса, формы контроля и возможные варианты его проведения. В
пояснительной записке к программе дополнительного образования подростков
раскрывается:
 направленность дополнительной образовательной программы;
 новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
 цель и задачи дополнительной образовательной программы;
 отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ;
 возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы;
 сроки
реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
 ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
 формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
(выставки,
фестивали,
соревнования,
учебноисследовательские конференции и т.д.).
6.3.Учебно-тематический план – структурный элемент программы,
содержащий перечень разделов, тем, общее количество часов по каждой теме с
разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Составляется в виде
таблицы.
5

№
п/п
1.
1.1
1.2

Всего
Количество часов
часов
теоретические
практические
6
4
2
2
2
4
2
2
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого

Наименование разделов и тем
Раздел 1. …
…
…

6.4. Содержание изучаемого курса – структурный элемент программы,
включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебнотематическом плане и требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся поданной программеструктурный элемент программы, определяющий основные знания, умения и
навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного
курса.
6.5.
Методическое
обеспечение
дополнительной
образовательной
программы – структурный элемент программы, который определяет
необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия,
оборудование и технические средства обучения, дидактический материал.
6.6. Список литературы (основной и дополнительной)– структурный элемент
программы, включающий перечень использованной автором литературы.
Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном
порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого
курса.
7. Оформление рабочей программы
7.1. Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль
114, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся,
выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются
непосредственно в текст.
7.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
8. Утверждение рабочей программы
8.1. Рабочая программа рассматривается на ШМО классных руководителей.
8.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
 обсуждение программы на заседании ШМО классных руководителей ;
 утверждение заместителем директора по воспитательной работе;
 утверждением директором школы.
8.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением
требованиям заместитель директора по ВР накладывает резолюцию о
необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
8.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение
учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по ВР.
6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».